Интернет-магазин люстр и светильников

Эстетические критерии выбора керамической плитки

Эстетические критерии выбора керамической плитки

Эстетические критерии выбора керамической плитки

 

Мы знаем, что с точки зрения назначения керамической плитки, т. е. ее использования для облицовки полов или стен, она должна удовлетворять различные потребности, в том числе эстетические и декоративные. Поскольку облицовка становится частью помещения, она оказывает значительное влияние на облик среды, в которой применяется.

Эстетические характеристики керамической плитки, т. е. параметры или определяющий внешний вид, которым должна соответствовать эта плитка в основном сводятся к трем типам:
❏ формат, т. е. форма (квадратная, прямоугольная и т. д.) и размеры плитки;
❏ цвет
❏ рисунок

Очевидно, что эти характеристики плитки связаны в основном с ее поверхностью. Утель или основная масса плитки, находящаяся под ее эксплуатационной поверхностью не имеет никакого значения с эстетической точки зрения (как уже было сказано, его характеристики важны исключительно с технической точки зрения).

К каждому типу плитки могут относиться тысячи разновидностей имеющейся в продаже плитки, каждая из которых отличается теми или иными характеристиками, рассмотренными нами. Посмотрим, что это за характеристики.

Формат плитки

Формат плитки играет большую роль для визуального восприятия облицованной поверхности.
Действительно, в зависимости от формата изменяется «плотность» межплиточных швов (разбежек): межплиточные швы становятся все более частыми и «назойливыми» по мере уменьшения формата плитки или более широкими и не привлекающими взгляд по мере его увеличения.

Вес или воздействие на визуальное восприятие разбежки может изменяться в определенных пределах. Для этого можно изменять толщину швов или цвет материала, используемого для кладки плитки.

Наиболее часто встречающиеся формы керамической плитки представляют собой квадрат или прямоугольник. Это очень простые формы, которые, однако, обеспечивают выбор решений и разнообразие внешнего вида облицовки даже при использовании одной и той же плитки. Для этого
достаточно изменить расположение разбежек, т. е. перейти от непрерывных швов в обоих направлениях к швам со сдвигом, или ориентацию швов по отношению к сторонам или осям облицовываемой поверхности, т. е. класть плитку с параллельными или диагональными швами или с комбинацией этих двух возможностей. Существуют и другие решения, основанные на применении плитки разного формата.

Если составить таблицу всех возможных комбинаций плитки одного формата при наличии плитки самых разных форматов от мозаичной (площадь которой составляет менее 90 см2) до плит размером 60×60 см и даже более, можно понять, насколько безграничной является гамма эстетических решений, из которой мы можем делать свой выбор. Стоит подчеркнуть, что это разнообразие форматов, и в особенности наличие больших форматов такой плитки, как керамический гранит, в настоящее время реально, но его не было всего несколько лет назад. Это разнообразие явилось результатом интенсивной научно-исследовательской деятельности и опытно-конструкторских работ, а также разработки новых типов оборудования, которые продолжаются и в настоящее время. Итальянская отрасль промышленности по изготовлению плитки опирается на эти работы для усиления своих ведущих позиций на мировом рынке и повышения своей конкурентоспособности.

Кроме квадратного и прямоугольного форматов существуют и другие (например, шестиугольный,
восьмиугольный, провансальский, мавританский и т. д.)

Цвет плитки

Если речь идет о глазурованной плитке, то поверхность эксплуатационной поверхности покрыта глазурью, которая, как мы уже не раз говорили, представляет собой тонкий слой стекловидной массы. Ассортимент цветов керамической плитки практически бесконечен. С технической точки зрения нет ограничений по приданию любого цвета основы, любого оттенка, любого тона при использовании соответствующих пигментов и разработки соответствующей глазури.

Более того, на керамической плитке при одном и том же цвете можно получать различные по блеску поверхности (блестящие или неотражающие, т. е. «матовые», именно этот термин используется в плиточной промышленности), а также различные украшения поверхности плитки.
В общем и целом, один и тот же цвет плитки в принципе может быть придан любой глазурованной плитке.

Если речь идет о неглазурованной плитке, то здесь более сложный случай. Следует исходить из того, что цвет плитки определяется в основном цветом утеля и зависит от него. Понятно, что сразу появляются ограничения по цветовой гамме этой плитки.

В такой продукции как плитка котто это ограничение цветовой гаммы следует рассматривать не
как ограничение, а как преимущество, как характерный и ничего не определяющий аспект. Плитка котто красива сама по себе, она пользуется успехом и спросом именно из-за своего цвета (цвет
«котто»). Этот цвет восходит к природе плитки и к давней традиции ее применения. Его следует
оценивать, но ни в коем случае не менять путем пропитки облицованных поверхностей.
Керамический гранит не отличается каким-то определенным цветом. Поэтому разработка новых
материалов и решений пошла совсем по другому пути. От материала нейтральных цветов (от слоновой кости до серого), которые придавались керамическому граниту всего лишь два десятилетия назад, когда он считался материалом исключительно технического назначения, обладающим высокими эксплуатационными качествами и применялся для облицовки помещений, к которым не предъявлялись высокие эстетические требования, он постепенно приобретал более разнообразную цветовую гамму, гранулированную структуру, имитирующую естественный камень (среди коммерческих наименований этого материала встречаются такие как «керамический гранит» и «керамический порфир»)

Подобное исследование и все более похожее воспроизведение внешнего вида натурального камня определили новейшие направления разработки этого материала. Эти результаты были достигнуты в ходе экспериментов с составом и обработкой исходных порошкообразных материалов, а также в ходе работы с поверхностью в целях создания особых эффектов (например, путем создания эффекта наличия прожилок, оттенков, слияния цветов и т. д.).

Особый вклад в такую обширность цветовых решений внесла и возможность производства плитки с отполированной поверхностью.

Узор плитки

Что касается узора, то и здесь может быть разный подход к глазурованной и неглазурованной плиткам. Для глазурованной плитки разнообразие узоров является практически неограниченным благодаря развитию технологии нанесения узоров. С помощью шелкографии узор любой сложности и любого цвета (а также любая фотография) может наноситься на поверхность плитки. Точно также любой оттенок или эффект цветового строения может выполняться с помощью специальных технологий нанесения глазури. Некоторые особые типы узоров могут выполняться и на глазурованной поверхности после обжига. Плитка с таким узором обжигается еще один раз (третий обжиг).

Кроме того, существуют узоры, выполняемые на каждой отдельно взятой плитке (из-за чего все плитки одной партии имеют один и тот же узор), а также узоры, наносимые на несколько плиток. При их кладке получается сложный рисунок больших размеров. В результате создается впечатление большой картины или фрески. Обычно неглазурованная плитка не покрывается узором (если речь не идет о придании выпуклости плитке типа керамического гранита на красной массе). Керамический гранит в данном случае обладает некоторыми отличительными свойствами. Дело в том, что исследования, проведенные по этому продукту, дали очень интересные результаты. Шелкография, применение проникающих солей, декоративные вставки, матовые узоры на блестящем фоне и наоборот - это лишь некоторые возможности, которые постоянно расширяются.

Как на глазурованную, так и на неглазурованную плитку, полученную прессованием, можно наносить рельефные узоры с помощью специальных штампов для прессования. Следует отметить, что получаемые рельефы выполняют не только эстетические, но и технические функции. Они позволяют достигать определенных уровней прочности и предотвращения скольжения, необходимые в некоторых помещениях.

Как же использовать все богатство решений, предлагаемых потребителю керамической плиткой? Подробное и углубленное рассмотрение критериев проектирования облицовки керамической плиткой с эстетической и декоративной точки зрения может завести нас на необозримое поле проблем, которые продолжают возникать одновременно с быстрым изменением вкусов людей и моды.

Главное правило, которое мы могли бы предложить, заключается в том, чтобы начать с тщательного анализа среды, для которой предназначена плитка. Размеры, площадь облицовки, использование и назначение облицованной поверхности, условия освещенности, мебель и предметы, расставляемые в этой среде, цвет, цветовая гамма и материал, которым покрываются стены помещения, должны учитываться с предельным вниманием. Облицовка должна гармонично вписаться в помещение и удовлетворить личные вкусы потребителя. Для этого необходимо достичь равновесия, например, между размерами облицовки и форматом плитки, между тоном цветовой окраски плиток и цветом обстановки и освещенностью помещения и т. д. При выборе плитки надо тщательно продумать внешний вид облицовки, и не ориентироваться на вид отдельной плитки или плитки, выставленной в демонстрационном зале. Следует думать об облицовке, выложенной в конкретном помещении. Это и является главным эстетическим критерием выбора плитки.